Шоколадник-2 - index.

Некоторые мысли о коллекционировании оберток от шоколада


Текст, выделеный цветом автора , предоставлен для сайта Рыжим .


Увлечение

В различных словарях обычно даются разные определения коллекционирования и собирательства. Мы не будем вдаваться в такие подробности, и будем считать, что для данного сайта эти понятия идентичны. Также не будем делать философской разницы между коллекцией и собранием. В этом увлечении и без пустых споров - коллекция или собрание - достаточно проблем и вопросов.


Проблемы увлечения

1. Брендирование и концентрация производства.

До 90-х годов сорта были или общесоюзные, или разработанные на отдельном заводе «под себя». При этом ничего не мешало региональному сорту стать общесоюзным. Сортов было достаточно много. «За бугром» шел другой процесс – брендирование. В ожесточенных битвах с конкурентами произошел отказ от сорта и появился бренд. Подробное обоснование такой замены можно найти в многочисленных учебниках по маркетингу, поэтому подробно на этом останавливаться не буду. Если коротко – понятие «хорошо и вкусно» переносится с конкретного сорта шоколада на изготовителя шоколада. То есть он такой белый и пушистый, и поэтому его шоколад вкусный, независимо от сорта и типа. Например – нравится вам шоколад «Навуходоносор» фирмы «Х». Поэтому вы должны пищать от радости и от шоколада «Хаммурапи» той же фирмы. А так как шоколад «Хаммурапи» этой фирмы может у вас вызывать изжогу, то, чтобы убрать всякие нежелательные ассоциации, сорта убираются совсем. Остается один, который называется брендом, и под этим именем гонят весь шоколад – от молочного с молочной начинкой до горького 99 % какао, со всеми наполнителями и начинками между ними. Считается, что все они одинаково хороши и вкусны. Поэтому можно реально сэкономить на рекламе, не занимаясь расхваливанием кучи сортов. Основа бренда – уверенность в беспробудной тупости потребителя, которого надо натаскивать как собаку Павлова на легко запоминаемый внешний раздражитель, после чего он (потребитель) должен хватать продукцию на лету. Поэтому бренд обычно отличается одинаковым оформлением, с отличием в деталях по типу шоколада, иногда практически неразличимых.

В отечественной шоколадно-конфетной промышленности путь к брендам был достаточно извилистый. С начала 90-х в течение десяти лет бренды особо не проявлялись, кроме известной «войны за бренды». Так она была названа несколько позже, так как на момент схватки как таковых брендов не было, а было сражение за старые советские сорта. Как известно, победил «Красный Октябрь», отхвативший около 90 процентов названий сортов советских конфет и шоколада. Больше всего от победы «Красного Октября» пострадали «Аленка» и «Мишка косолапый». Появились шоколадки, названные женскими именами по слуху сходными с Аленой, Аленки с разными эпитетами, типа «разухабистой», бедных мишек куда только не отправляли, вплоть до лесоповала. Другим сортам кондитерских изделий тоже досталось, но не так массово. Но победа «Красного Октября» ему особо впрок не пошла, разве что только немного осложнила жизнь конкурентам, но так как выдумщиков у нас достаточно, новые названия напридумывали быстро.

С началом 2000 годов появились бренды в маркетинговом понятии. Первой, на мой взгляд, была «Сударушка» от «России». Тогда под названием уже существовавшего сорта шоколада вышло несколько типов шоколадок с разными сочетаниями орехов и изюма и с единым стилем оформления. Потом брендов стало больше. Когда их количество достигло определенного количества, оказалось, что все старые советские сорта невозможно переделать в бренды, слишком уж много их получается. Поэтому старые советские сорта стали массово сниматься с производства. В настоящее время выпускается не больше десяти процентов названий шоколада от выпускавшихся во времена СССР. Это еще один подводный камень победы «Красного Октября» (получилось, что зря старались).

Дальнейшим развитием брендирования явилась концентрация производства. Это выражается в уменьшении независимых фабрик, и скупка предприятий крупными концернами. В результате также уменьшается количество сортов, так как на разных фабриках одного хозяина выпускается одна и та же продукция. Вначале оформление одинаковых сортов разных фабрик (особенно находящихся в разных государствах) имеют некоторые отличия друг от друга, но не очень сильное, потом наступает полная унификация оберток, с указанием места изготовления специальной буквой в дате изготовления. Например сейчас подобная практика уже существует на связке «Красный Октябрь» - «Рот Фронт» - Бабаева (Уникондитер) и на предприятиях Nestle в Восточной Европе.

2. Внедрение флоу-паков.

Новая технология, уменьшение расходов на производство, а на самом деле опошливание шоколада, стремление свести его на уровень чипсов. Многих, наверное, в детстве завораживал сам процесс разворачивания плитки, блеск и шелест фольги, появление из нее плитки шоколада с барельефными надписями или изображениями. Было ощущение если не чуда, то неординарного события точно. Обертка снималась аккуратно и после откладывалась на память. А что с флоу-паком? Захочет ли кто-нибудь сохранить на память разорванную на части (иначе не открывается), измазанную внутри потекшим шоколадом (от тепла рук) обертку, из которой торчит кусок шоколадки, на котором не видно никаких барельефов, а виден только слепок зубов твоей челюсти?

К сожалению, тенденция переводить обертки на пластик существует, и похоже, что дальше флоу-паков будет только больше. В настоящее время существуют флоу-паки двух типов – клееные и сваренные. Первые несколько лучше (если можно применить к этому такое слово) для коллекционера. Они, как правило, имеют большую толщину пластика. Разжать место склейки обычно тоже проще, чем сварной шов. Но все равно шансов повредить обертку при открывании достаточно. Сваренные флоу-паки – это вообще песня. Похоже, что открыть их, не повредив, может только Дэвид Копперфильд. Обычно они изготавливаются из очень тонкого пластика, который при попытке развернуть упаковку расползается в руках в самых разных направлениях, но никак не по шву. Также обычно при тепловой сварке пластик несколько деформируется и после этого, как ни разглаживай обертку, остается некоторая волнистость. После разворачивания флоу-пак лучше сполоснуть теплой водой с мылом, чтобы убрать следы кондитерского жира с внутренней стороны обертки, а для клееного - и следы клея.

Коллекционеров, собирающих только флоу-паки, я не встречал, тех же, кто собирает только бумажные обертки очень много. Но, к большому сожалению, полная коллекция современных оберток без флоу-паков не возможна. Поэтому в каталоге представлены и флоу-паки, хотя удовольствия от общения с ними мы не испытываем.

3. Граница между шоколадом с начинкой и шоколадо-покрытыми изделиями.

Если с плитками обычного шоколада (без начинки) все достаточно ясно, с плиточным шоколадом с начинкой тоже можно определиться по форме плитки и оформлению, то с шоколадными батончиками сплошные проблемы. В советское время шоколадный батончик по большому счету был ооооочень большой шоколадной конфетой с начинкой, имеющей специфическую форму, близкую к плитке шоколада, и вес больше характерный для плиточного шоколада, чем для конфет. Обертка выполнялась по образцу шоколадной плитки, а не конфеты. Также содержание чистого шоколада по отношению к начинке было достаточно большим. То есть советский шоколадный батончик хотя и не был стопроцентно плиточным шоколадом, в собрания шоколадных оберток попадал вполне законно.

В 90-ые годы появились в продаже батончики совершенно другого толка. Начинка имела к шоколаду отношение очень далекое, скорее к карамели. А обещанный рекламой «толстый-толстый слой шоколада», похоже, таковым кажется только туземцам с берегов Темзы, откуда эти батончики и приплыли. Вряд ли доля шоколада в общем весе батончика превышает 5 процентов. Упаковка у них флоу-пак. Считать ли такое изделие шоколадным батончиком – каждый решает сам. За бугром многие собирают обертки от этих кондитерских изделий с полной уверенностью, что собирают обертки от шоколада. У нас собирание оберток от сникерсов как-то не распространилось. Но от этого проблема для тех, кто все-таки собирает сникерсы, не исчезла. Например, количество шоколада в вафлях с шоколадом от «Пекаря» не меньше, чем в сникерсе, и, следовательно, они имеет такое же право оказаться в коллекции, как и пресловутый сникерс. Но их-то как раз изготовитель шоколадом не называет. Наверное, каждый должен для себя сам определить границу того, что он считает шоколадом, а то скоро придется класть в коллекцию обертки от пломбира в шоколаде. В свете всего этого можно только рекомендовать всем, кто собирается заниматься обменом, особенно почтовым, для исключения неприятных ситуаций, заранее оговаривать с партнером, обертки от каких кондитерских изделий вы готовы получить или предложить по обмену.

4. Заказные шоколадки (заказуха).

В последнее время распространилось использование представительских шоколадок. Если раньше их было не очень много, и выпускали их кондитерские фабрики, то сейчас существует большое количество фирм, принимающих заказы на их изготовление. Заказать можно плитку любого веса, я видел от 5 до 100 грамм, но говорят, что есть как меньшего, так и большего веса (сам не видел). Основные проблемы при собирании заказухи – сама возможность их собрать и определение реального места изготовления.

Изготавливаются заказные шоколадки обычно небольшими партиями, в открытую продажу не поступают, а поступают в полное распоряжение заказчика. А заказчик волен делать с ними что ему заблагорассудится – хоть на елку вешать, хоть с вертолета разбрасывать. Но обычно плитки малого веса (5-10 г) используются на выставках, презентациях или просто при посещении офиса фирмы как представительский сувенир, типа ручки или блокнота. Иногда они позиционируются как «шоколадная визитка». То есть, чтобы получить такую шоколадку, просто надо быть в нужное время в нужном месте. Другой вопрос, что физически невозможно оказаться во всех этих местах. Стограммовую плитку получить намного сложнее. Так как ее себестоимость для заказчика намного больше простой стограммовой плитки, просто так их не раздают. Обычно это партнер, в котором фирма заинтересована, причем имеющий достаточно высокую должность. Реже встречаются варианты новогоднего подарка сотрудникам или приятного бонуса от магазина при совершении очень дорогой покупки. Полные списки таких шоколадок имеют только фирмы, выпускающие их, а полные собрания оберток сохранились, наверное, даже не на всех таких фирмах. Так что собрать не то что полную коллекцию, а хотя бы более или менее полный каталог оберток заказных шоколадок России представляется ооочень тяжелой задачей. При этом имеются большие подозрения, что большинства образцов оберток заказных шоколадок уже просто физически нет.

Другой вопрос заказухи – реальное место изготовления. Если с фабриками все понятно, то с небольшими фирмами, специализирующимися на малотиражных шоколадках, вопросов много. Они крайне редко указывают место изготовления – типа «шоколад фирмы «Наше Вам», изготовлен на фабрике «Ваше нам». Обычно даются только координаты фирмы, принявшей заказ и оформившей этикетку. А где шоколад реально выпущен – можно только догадываться… по вкусу. Остается надеяться, что сам шоколад они все-таки заказывают на серьезных предприятиях, а не сами льют в гараже или на кухне.

Коллекционеры по-разному относятся к «заказухе». Есть те, кто считает обертки от заказных шоколадок главным украшением коллекции, а есть те, кто их просто не признает.

Если исходить из крайних проявлений первой позиции, то можно дойти до абсурда – заказать себе партию шоколадок и потом менять ее на раритеты. Пару раз пройдет, а потом будут смотреть на тебя очень странно… Второй же вариант обедняет коллекцию.

На наш взгляд лучше всего взвешенный подход к заказным оберткам. Отвергать их ни в коем случае не стоит, попалась – очень хорошо, но и бросаться на них как папуасы на побрякушки тоже не стоит.

Есть еще одна категория шоколадок, которые формально являются «заказухой», но по способу распространения представляют обычный коммерческий шоколад. Имеется в виду шоколад, выпущенный по заказу предприятий торговли. В принципе, он имеет ограничение по месту продажи (магазин, для которого выпущен), но в этом ограниченном месте его можно приобрести без проблем (главное, чтобы не закончился). То есть шоколадка выполняет функцию товара, а не представительского материала.

Была ли заказуха в советское время? Была (особенно этим «грешил» Красный Октябрь). Но ей была присуща и своя советская специфика. Заказуха советского периода редко строилась на теме какой-то «фирмы» или ведомства. Такого рода изделия чаще были посвящены крупным мероприятиям (спартакиадам, фестивалям, юбилеям) или профессиональным и общим праздникам. Правда, вопросов по определению изготовителя и даже сорта шоколада не возникало – они четко обозначались на обратной стороне плитки. А датировать такую «заказуху» порой было даже проще, так как возникал дополнительный источник информации в лице того самого события. И разумеется, не возникает вопроса, включать или не включать такую заказуху в коллекцию. Кроме некоторой дисгармонии в восприятии сорта шоколада других проблем она не порождала.

5. Наклейки.

Достаточно часто на обертке от шоколада имеются дополнительные обременения в виде разных наклеек. В основном наклейки существуют двух типов.

Первый тип – информация на языке экспортера в случае отсутствия текста на таком языке на основной обертке. Сюда же следует отнести наклейки с изменением срока хранения, с ценой или артикулом для пробития на кассе.

Второй тип – наклейки различных промо-акций, лотерей и прочие рекламные материалы.

Собирать обертки с дополнительными наклейками или не собирать – каждый решает сам.

Мое личное мнение – наклейка первого типа не является основанием класть в коллекцию новый экземпляр. Лучше даже ее удалить, чтобы не закрывала саму обертку. Но удалять следует только тогда, когда есть уверенность, что клеевой слой не потянет за собой бумагу обертки. Если же есть опасения повредить обертку, то лучше оставить наклейку в покое.

К наклейкам второго типа лучше подходить в каждом случае индивидуально. Наклейку, нанесенную на шоколадку на фабрике-изготовителе, наверное, следует считать заводским вариантом обертки. А наклейку для новогодней лотереи на фирме со штатом сотрудников в 20 человек, наверное, следует отнести к первому типу наклеек. Тут все индивидуально.

6. Количество и сохранность объектов коллекционирования.


Вопросы

1. Хранение и сохранность образцов.

Имеется два варианта хранения оберток – в развернутом состоянии и сложенном. Когда упаковка шоколадок была представлена в основном обертками, наиболее простым способом был сложенный. То есть вытащил шоколадку, сжал обертку - и готово. Не надо было отделять склеенные части, полученная форма практически повторяла форму шоколадки, только плоская, места занимает мало. Когда упаковка стала массово изготавливаться в виде конверта, то появилось два направления хранения. Одно – хранить ее в свернутом по размеру шоколадки виде. Достоинства: по формату совпадало со старыми обертками, было ощущение, что держишь в руках шоколадку, не было видно мест отклейки. Недостатки: кроме мест отклейки, упаковка дополнительно травмировалась новыми сгибами, и гораздо отличалась большей толщиной при хранении, чем у старых оберток. Другой способ – хранить в развернутом виде. Достоинства: самая малая толщина, возможность не мучится мыслью, как сложить так, чтобы надпись на ребре шоколадки тоже хорошо читалась, не появляются дополнительные сгибы, возможность удобно хранить в таком формате картонные коробки, особенно трапиецевидной формы. Недостатки: ухудшение внешнего вида демонстрацией мест отклейки, отсутствие восприятия как цельной плитки, «вылезание» габарита некоторых оберток за формат А4, что приводит к трудностям в хранении. Так как сейчас основной формой упаковки является конверт, то большинство любителей хранит коллекции в развернутом виде, при этом расклеивая старые обертки. Многие, кто начинал собирать во времена оберток и потом продолжал складывать конверты, потихоньку разворачивают конверты и характерной особенностью их коллекций являются развернутые конверты с четырьмя дополнительными сгибами.

Хранить этикетки можно самыми разными способами. Можно в коробках из-под конфет, в книгах, в пластиковых файлах, вставленных в скоросшиватель. Самым разумным нам кажется комбинировать несколько способов, выбирая свой для каждого типа упаковки. Так хранение развернутых конвертов и оберток в файлах, вставленных в скоросшиватель, является, наверное, самым привлекательным, особенно когда размер коллекции перевалил за несколько сотен. Но у этого способа есть и свои ограничения. Хранить таким образом картонные коробки достаточно сложно. Представьте полную коллекцию брестского «Идеала», вставленную в файлы и помещенную в скоросшиватель. Бр-р. Для коробок, наверное, лучше выбрать тоже коробку, но побольше размером - крупную конфетную, например. Также существует некоторое количество конвертов и флоу-паков, которые просто физически не влезают в файлы. Особенно это касается упаковок пористого шоколада и упаковок плиток весом больше 100 грамм. Хранение подобных «простыней» требует обычно нестандартных решений. Но окончательное решение, как хранить свое собрание, принимает коллекционер, исходя из имеющихся возможностей.

Было время, когда отечественный шоколад был упакован только в обертки. Да и зарубежный того времени, доступный тогдашнему среднему коллекционеру, в конвертах не встречался. Упаковка в конверт отечественного шоколада ведет своё начало от Куйбышевской фабрики «Россия», 1973 год, шоколад «Жигули».

Появившиеся, еще единичные, конверты повергли в растерянность - что теперь с ними делать. (находились такие, кто подрезал их до обертки. Но дело было уже давно, и тогдашние коллекции практически утеряны). А повергли они в растерянность именно тем, что обертку развертывать необходимости не было, это считалось дурным тоном, тогда как конверт разворачивался волей-неволей. Но хранить его в таком виде казалось нелепостью.

Во-первых, он не гармонировал с коллекцией из оберток. Во-вторых, нарушал смысл коллекции. Обертка одним видом своим напоминала шоколадку, что от нее и требовалось. Ведь не демонстрирует же модельер выкройку вместо готового платья, или композитор нотную запись вместо музыки. То есть вопрос хранения конвертов (если уж пришлось развернуть, почему бы и не хранить в таком виде) пришел в противоречие с вопросом экспонирования.

Экспонировать-то несомненно гораздо выигрышней конверт сложенный. Во-первых, как уже сказано, он и предназначен в своем исполнении к тому, чтобы быть сложенным. Во-вторых, если нужно собрать к обзору групповую экспозицию, такие конверты лягут гораздо компактнее (штук сорок на столе вместо десяти-двенадцати). В-третьих, и конверты и обертки выглядят одинаково и разница между ними не отвлекает от главного – оформления.

Больной пункт – сгибы. Плохо не то, что они есть, а то что истираются до бела и дыр при длительном хранении. Правда, это имеет значение в двух случаях. Для демонстрации экземляра перед коллекционером, который предпочитает видеть его развернутым. Эти сгибы могут его шокировать. И для случая обмена. (но тут есть простое возражение. Не надо сворачивать дубликаты, и вообще экземпляры, предназначенные в обменный фонд).

Есть еще один пункт о причинах складывания – достаточно деликатный. Не всегда в руки коллекционера попадает экземпляр свеженький, чистенький, только что с шоколадки. И к конвертам это относится в гораздо большей мере. Обычный потребитель, если он без извращений, обертку сдвинет аккуратно, не хуже коллекционера. А вот с конвертом особенно деликатничать не станет. Если клей цепкий, он упаковку попросту надорвет.

И что получается. Можно увидеть у соседа или приятеля незнакомый шоколад и попросить отдать обертку, после того, как тот его съест. А вот сказать, «дай, лучше я сам открою», гораздо труднее и не всегда удобно. А уж если фантик просто найден на дороге, практически наверняка он открыт неаккуратно, а то и вообще варварски. Вот тут сворачивание и облегчает моральные страдания. Свернув конверт, в большинстве случаев можно упрятать следы этого варварства на оборотную сторону, которая важна, в общем-то, в меньшей степени.

На этом пункте можно плавно перейти к вопросу – собирать обертки с шоколада или из типографии.

2. Типографские или снятые с реальных шоколадок обертки.

В отличие от собирания пивных этикеток, где существует очень большое количество коллекционеров, которые собирают только типографские этикетки, полученные на пивзаводах, в собирании шоколадных оберток я о таких любителях не слышал. Но шоколадные обертки прямо из типографии регулярно проскакивают. Поэтому рано или поздно перед собирателем оберток встанет вопрос – класть или не класть в коллекцию типографскую обертку? Сторонники «типографии» говорят о качестве материала, отсутствии надрывов бумаги, следов клея и жира. Противники – что это не обертка от реальной шоколадки, а изделие полиграфии, которое может не иметь ни какого отношения к шоколаду, особенно, если это дизайнерская пробная этикетка или этикетка от сорта шоколада, который не был запущен в производство.

Скорее всего, если для собирателя важна связь между оберткой и находящимся в ней шоколадом, то «типографию» в коллекцию лучше не брать. Но поскольку пробные обертки тоже представляют интерес, то, наверное, возможно появление в коллекции и раздела «пробники».

Почему или-или? Слишком узкие и маловодные источники! А если не оттуда и не оттуда, просто смятый скомканный комок бумаги, который валялся в грязной луже, и который, тем не менее, таков, что замены ему уже не найти – разошлась партия и больше не повторится. Как поступит коллекционер, и в каком случае мы его назовем настоящим? Конечно, есть способы деликатной отмывки, аккуратного расправления и растягивания (частично собственной разработки), они вернут максимум возможного, но новеньким такой экземпляр не будет уже никогда. Разве, что реставрировать его скан на экране методами компьютерной графики. (тут скажу слегка доброе слово в адрес проклятых пластиковых чехольчиков. Они не боятся ни грязи, ни дождя, ни снега, ни смятия. Только прямых лучей солнца и, разумеется, варварских рук. Но и те не очень разгуляются, если пленка прочная. Видно придется пережить этот приход. Ведь конверты в свое время тоже были нелепостью).

3. Определение даты изготовления и изготовителя.

Для шоколада, как пищевого продукта, имеет значение последний срок, когда производитель гарантирует потребителю, что продукт от старости не станет опасным для здоровья.

Поэтому на обертках шоколада обозначается либо дата изготовления, либо последний срок употребления («употребить до…»). При указании даты изготовления указывается также гарантийный срок хранения. При указании срока, до которого следует употребить шоколад, узнать дату изготовления обратным отсчетом бывает достаточно сложно, так как гарантийный срок хранения в этом случае не указывается, а, в зависимости от многих факторов, он может быть от 3 недель до года. В некоторых случаях изготовитель указывает обе даты.

Даты, независимо от того, изготовления или окончания срока, могут обозначаться несколькими способами. Могут быть давленными, когда даты выдавливаются на фольге через обертку. Достоинства: дата известна и после того, как отделили обертку и осталась только шоколадка в фольге. Недостаток: при плохом прожатии или после долгого хранения обертки под грузом дата может читаться плохо, или вообще не читаться. До начала 90-х годов это был практически единственный способ указания даты на отечественных шоколадках. Потом, при поступлении импортного упаковочного оборудования, появилось нанесение даты принтером. В целом читаемость даты повысилась, хотя встречаются и случаи плохого пропечатывания даты или стирания чернил. Существует еще способ, применение которого в отечественной кондитерской промышленности мне не известно, но в отечественном пивоварении он применялся широко. На шоколадных обертках он применяется во Франции и нескольких других странах. Это нанесение на крае обертки обозначения годов, месяцев и дней и выделение конкретной даты просечкой.

Если брать не современные упаковки, а опять же советские, кроме конкретной даты выпуска конкретного изделия есть смысл определять и «период жизни» обертки в данном оформлении который, (за исключением « советской заказухи», выходившей единственной партией), составлял не менее трех лет, а часто и значительно больше. К тому же точную дату выпуска очень часто просто не определить.

Но временной интервал, в котором выпущен шоколад, можно вычислить по косвенным признакам и часто нетрудно сузить его до тех же трех лет. Для этого есть единые вехи. Первая – стандарты и тех. условия. Они разбивают период от 1950 до 1991года на четыре интервала( первый стандарт ГОСТ 6534-53, параллельно с ним в РСФСР шли два ТУ – РТУ 91-57 и РТУ 91-60. И окончательно принимается ГОСТ 6534-69 ). Если на шоколаде есть «Знак качества» - он выпущен не ранее 1973 года.

Второй признак – цена. Если она не указана – шоколад выпущен до 1962 года. Кроме того, в январе-феврале 1978 года шоколад подорожал, зная цену до и после подорожания можно отсечь интервал с 1978 по 1980. И с 1991года цены снова перестали указывать. Кроме того, с 1997 года ввели штрих-коды.

Если упаковка – конверт, шоколад выпущен после 1973 года.

Это всё – по РСФСР. В других союзных республиках до введения единого ГОСТа были свои республиканские ТУ.

Дополнительная информация – изменение названий самих фабрик и указание на присвоенные им ордена.

Так, по фабрике «Рот Фронт» - до 1971 года она именуется – кондитерская фабрика, далее – кондитерский комбинат, с 1978 – ордена Ленина к.к., с 1980 – дважды ордена Ленина к.к., В 1986 в названии появляется сокращение МПП. Кстати традиционная эмблема (логотип ?) в виде ромба с опоясывающей лентой появляется с 1968 года. До этого – лежащая стилизованная конфета с надписями сверху и снизу.

Куйбышевская «Россия» выдала первую продукцию в 1970 (100 лет Ленину), но на производственную мощность вышла в 1972 году. С неё начались отечественные конверты. Когда фабрике был присвоен орден «Знак почета» еще следует уточнить.

На Бабаевских фантиках с 1982 года писалось МПП Роскондитерпром…

Фабрика Крупской до 1975 года носила эмблему в виде сдвоенного «К» в окружении овала. С 1976 года появляется белка в кружочке, ( которая до этого была на 1 Ленинградской кондитерской фабрике, правда с надписью в петле 1ЛКК), а фабрика теперь именуется объединением. С 1986 эмблема фабрики в виде очертания конфеты. (дальше сфинкс, но это уже не советский период).

«Красный Октябрь». С 1967 года – ордена Ленина. С 1979 опытно-экспериментальная, с 1980 – экспериментальная фабрика. С1985 года название начинается с МПП.

По мере увеличения полноты сведений о продукции конкретной фабрики можно воспользоваться еще одним фактором. Если фабрика выпускала один и тот же сорт шоколада в течение 10-20 лет, то его оформление последовательно сменялось (за исключением «заказух», которые возникали параллельно). Расположив обертки одного и того же сорта в виде непрерывной ленты, получим временную цепочку, в которой датировка одного образца сразу сдвигает и уточняет срок выпуска другого.


Главная

chocolader2@narod.ru - Пишите

Обновление страницы

19 февраля 2012